По дороге к храму…

– Все помнишь?! В купели нужно окунуться троекратно! 
И обязательно с головушкой! – Ты, только того…  смотри там, матом не заори! – вразнобой напутствовали меня белёвские мужики.
– Это же, каким нехристем надо быть, чтобы в святом месте матом орать! – возмутился я.
Мужики в ответ дружно засмеялись: – Вода в купели, просто жуть какая студеная!  После первого нырка, «нота …ля», сама вырывается! – Ну, иди уже, а мы тебя здесь, внизу подождем.

«ДВОЙНИК»

Поднявшись по многоступенчатой лестнице, ведущей к деревянному терему со священной купелью, я открыл дощатую дверь и…  оторопев застыл на пороге. В раздевалке на скамеечке сидел и внимательно смотрел на меня… Иисус Христос! Ну, просто один в один, как на иконе  «Спас Нерукотворный». Невольно подумалось: на конкурсе двойников этот человек безоговорочно получил бы Гран-при… Бородка и длинные волосы — это ерунда, их отрастить можно… Поразило непередаваемое выражение глаз незнакомца! Казалось, они испытующе сканируют, чтобы через секунду выдать результат, кто ты такой и что из себя представляешь.

Следующего мгновения хватило, чтобы ощутить, сколько кроткой смиренности, доброты  и вселенской печали сконцентрировано в этих огромных, в пол-лица, глазах. Сходство сидящего со Спасителем дополняла и белоснежная простыня, перекинутая через плечо на манер тоги.

Выйдя из ступора, я вежливо поздоровался с сидящим, и он с несовременной витиеватостью ответил на приветствие проникновенным и мелодичным голосом. Это еще больше усилило впечатление произведенное его внешностью. И в тот же момент, будто по команде, за стенкой, на женской половине, на  три голоса красиво и слаженно запели какую-то неизвестную мне торжественную молитву. Невольно подумалось: и куда же это я, грешный попал?!

ОБЖИГАЮЩАЯ КУПЕЛЬ

На улице цветет сирень и безраздельно властвует солнечный май, а здесь сумрачно – от воды веет лютой, парализующей волю, арктической стужей. Одна только  мысль о погружении в эту ледяную купель вызвала  волну «гусиков», пробежавшихся по всему телу. Однако скинув одежду, троекратно перекрестившись, я решительно шагнул к черному зёву купели…
Зайдя в воду по грудь и накрепко ухватившись за шаткие деревянные перильца, я умудрился дважды окунуться, как и было велено «с головушкой». Третье погружение произошло уже в бессознательном состоянии: перехватило дыхание, исчезли мысли,  звуки и ощущение тела – будто и нет тебя вовсе!

Всем известная русская нота «…ля», о которой предупреждали мужики, уже готовая вырваться на волю, захлебнулась вместе с немым возгласом. Только поднимаясь по ступеням, я впервые понял истинный смысл выражения «обжигающий холод»… Тело горело, будто ошпаренное кипятком, но уже постепенно возвращались дыхание и ощущение реальности… – Вот это перезагрузка!

– Как же это вы, так лихо в купель-то окунулись! Сразу видно, что впервые в этих местах, – то ли одобрительно, то ли осуждающе прокомментировал мои погружения незнакомец.
– Наверное, что-то не так сделал? – поинтересовался я.
– Да все так! Просто удивительно мне: святой Макарий очень строгий и далеко не всех к своему источнику допускает. Бывает, люди издалека приедут, усердно молятся, а к купели подойдут и застынут столбом, будто парализованные. Постоят-постоят да и возвращаются восвояси. – Это их святой Макарий не пускает! Хотя, может и бесы… Такое со многими бывает, я сюда круглый год прихожу, всякое видел. А вы, так с маху залетели и… ра-аз! Как в бассейн! – Удивительно-о! – вновь повторил он.
Мы познакомились и разговорились. Незнакомец оказался монахом из соседнего монастыря.
Андрей, так звали монаха, поразившего меня своим обликом, поведал легенду о возникновении родника, в воды которого  я погружался. Рассказ его оказался необыкновенно интересным, поэтому передам от первого лица, так как услышал и запомнил.

СВЯТОЙ МАКАРИЙ

Свято-Введенская Жабынская Макариевская пустынь была основана в 1585 году преподобным Макарием – первым настоятелем монастыря. Родился Макарий Жабынский при Иване Грозном и уже в ранней молодости за усердие он был удостоен священного сана. Однажды Макарий углубился в чащобу, выбирая деревья для постройки нового храма и наткнулся на поляка, который отбившись от своего войска,  несколько дней плутал в лесу. Он уже обессилел и не мог говорить, а только жестами просил: – Отче, пить!

Макарий его сразу узнал. Это был один из тех ляхов-разбойников, что разграбили и сожгли Жабынскую обитель. Однако инок, помня заповедь Божию: возлюби врага своего, переборол в себе ненависть к врагу и стал молиться за спасение его души и просил Отца Небесного напоить жаждущего.  И вдруг рука Макария, в которой был зажат деревянный посох, сама собой поднялась, затем резко опустилась. В то место, где вонзился конец посоха из земли забил студеный ключ!

Сначала это была небольшая ямка с мутной водой, но Макарий расширил ее, разодрав пальцами дерн, и заструилась вода – живительная, целебная… А спасенный поляк, пораженный чудесным явлением источника, впоследствии принял православную веру и остался жить на Руси. 

Студеный ключ и по сей день бьет из земли, поит живительной влагой ручей Жабынец и людей, приходящих к нему. Вода этого источника и чистосердечная молитва св. Макарию многих исцелила от болезней.

В 1623 году игумен Макарий закончил свой земной путь. После его кончины обитель не раз закрывалась, горела, иноки ее расходились по другим монастырям. Но мощи св. Макария всегда оставались в Жабыни. И на рубеже XVII-XVIII веков,  народ стал почитать его, как святого.
А в 1816 году произошло чудесное событие. В обители, на месте обветшавшей деревянной часовни, решили поставить каменную церковь. Приступили, помолясь, к делу, стали копать рвы для фундамента и… обрели мощи преподобного Макария. Нетленные мощи были перенесены в главный храм обители – Введенский Макарьевский собор, где они покоятся и по сей день.
Вы еще не были в соборе? Ну, как же так?! – Непременно посетите! – напутствовал меня меня монах на прощание.

БЕЛЁВСКИЕ ЧУДЕСА

А в древнем храме меня ждали не менее удивительные события. Помня о правилах, которые необходимо соблюдать при посещении церкви (не следует озираться по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо), я ничем не привлекая к себе внимания, встал в сторонке. И тут же ко мне устремились два священнослужителя. Один из них, приветствуя, обнял меня, приговаривая о том, как же они рады видеть меня, здесь в храме! 

Батюшки общались со мной так радушно и искренне, будто только и ждали моего прихода. Смутившись, я пытался донести до них, что наверное они меня с кем-то перепутали, ведь здесь я оказался впервые.
Священники заулыбались:
– Да мы так и поняли! Именно поэтому, хотим  познакомить вас с нашими святынями и достопримечательностями, а  у вас память о них останется! После  не слишком длительного, но необыкновенно интересного экскурса, священники на прощание подарили  хорошо оформленные издания о белевских храмах и монастырях, брошюрку с жизнеописанием святого Макария и… открытку с изображением купальни, в которой  я только что побывал.
Слегка обескураженный столь радушным приемом, с подарками в руках, я дошел до машины, в которой меня дожидались белевцы.
– Окунулся? – Точно три раза? – Ай, молодца-а! – Теперь целый год ничем болеть не будешь, никакая хворь не прицепится! – одобрительно посмеивались они. (А ведь и правда целый год абсолютно ничем не болел!).

ДЯДЯ ВИТЯ ЮБИЛЯР

В славный городок Белёв я попал случайно, по приглашению моего балаковского друга Сергея Парфенова. Он еще задолго до поездки заманивал меня рассказами об этом старинном русском городе Тульской области, «где монастыри и храмы стоят еще с незапамятных княжеских времен». И вот для поездки в Белев подвернулся веский повод: его дядя умудрился родиться 9 мая 1945 года. У дяди Вити, как и у Великой Победы, в тот год был славный юбилей — 60 лет! Ну, и как же тут не поехать?! – Поехали!!!

Дом у дяди Вити старинный, крепкий, срубленный из корабельных сосен пару веков тому назад. В доме множество больших полупустых комнат, соединяющихся лабиринтами темных и пыльных коридоров. Некоторые коридорчики заканчивались неожиданными выходами: то в «холодный» нужник, а то в  запущенный сад или дворик. Прямо перед домом высокая  и обветшавшая башня колокольни, которая одновременно служит  входом, в древний, полуразрушенный монастырь. Рядом церковь, дальше еще одна… Куда не глянешь – кругом купола, от чего кажется, будто машиной времени тебя забросило в далекое прошлое. Того и гляди, удалые стрельцы по улице с песней промаршируют!

Дядя Витя закоренелый холостяк — уважает алкоголь и спорт (бывает такое сочетание). От его славного спортивного прошлого осталось многое: значок мастера спорта СССР (по борьбе), сломанные уши,  борцовская сутулость и «ухватистая» походка. Кажется, что он всегда находится в стойке и только и ждет момента, когда можно сделать бросок или удушающий прием.

На юбилей дяди Вити в доме собрались около двадцати его друзей, которых он ласково называл «мои ребята». Среди поседевших «ребят» оказалось много людей с интересными судьбами и профессиями: историки-краеведы, геологи-изыскатели, именитые в прошлом спортсмены и профессиональные военные, побывавшие в разных «горячих точках» мира. Рассказчики еще те, только слушай!

ПОЧЕМУ БЕЛЕВ СТОЛИЦЕЙ РУСИ НЕ СТАЛ…

Узнав о моем пристрастии к истории, из  «ребят» сразу организовалась инициативная группа, дабы лично показать все местные достопримечательности, которые здесь на каждом шагу.  Посещение знаменитого Макарьевского источника оказалось в культурно-познавательной программе пунктом №1.
В Белеве, который без всякой натяжки можно считать  городом-музеем под открытым небом,   есть уникальный художественно-краеведческий музее, созданный Павлом Жуковским, сыном великого русского поэта В.А.Жуковского!

Белевцы очень гордятся своим прошлым, считая  что Белёв возник в 1147 году, как и Москва. Если верить местной легенде, то белевские князья были по всем статьям круче московских, и даже заставляли их платить им дань!
Быть бы Белеву пупом государства Российского, если бы не злосчастный хан Улуг-Мухаммед, который в 1437 году сбежал под Белев от ордынских усобиц. С небольшим войском он устроился зимовать на литовской границе прямо у стен города. Князь Василий послал тогда свои рати, чтобы прогнать незваного гостя обратно в степь. Однако татары построили прямо на окраине Белёва укрепленный лагерь: плетеные стены засыпали снегом, облили водой, и вышла ледяная крепость, простая и неприступная.

В первой схватке у ее стен русская рать одержала верх. Ордынцы запросили мира, но князь отказался, понадеявшись на легкую победу. Говорят, в русском войске в тот вечер уже начали праздновать и… в результате несколько «ослабеша». Под утро, тихо и скрытно, кочевники вышли из своей зимней крепости, обошли город и дружно ударили с тыла. Поражение оказалось сокрушительным — вместе с дружиной погибла почти вся белевская знать.  После этого амбициозный городок превратился в пограничную крепость на юго-западной границе Московского царства. Сегодня в Белеве проживают около 14 тысяч человек, и самый заурядный магазинчик «Магнит», считается местными жителями крутым супермаркетом!

А НА КОЛОКОЛЕНКЕ…

Еще одна из главных белевских достопримечательностей — огромный полуразрушенный монастырь, который находился по соседству с домом дяди Вити. Путешествие по его развалинам и подвалам заняли пол-дня. Даже в этом, руинном состоянии архитектура монастыря вызывала восхищенный трепет. Ни лихолетья минувших веков, ни бомбы и артиллерийский снаряды с минувшей войны, не смогли разрушить его двухметровой толщины стен.

Поражали чудом сохранившиеся росписи на стенах монастырских залов: некоторые были едва различимы, но были места, где лики святых буквально светились, будто их написали совсем недавно. Но это вовсе не плоды работы реставраторов, а непостижимая тайна…
Мой друг Сергей рассказал, что в детстве, приезжая погостить к бабушке Липе, он с местными ребятишками поднимался на верхнюю площадку одной из колоколен, где толстым слоем лежали стрелянные пулеметные гильзы. По рассказам старожилов-очевидцев, когда советские войска штурмовали стены белевского монастыря, немцы на стратегически важных точках оставляли штрафников-пулеметчиков. Для надежности «смертников» приковывали к стене цепью, чтобы те не имели возможности покинуть свою боевую позицию. Несколько пулеметов под защитой толстенных стен могли сколь угодно долго сдерживать натиск атакующих.   

По узкой железной лестнице мы поднялись на одну из верхних площадок колокольни, откуда, как на ладони просматривалась голубая змейка Оки и плоская, как стол степь.
– Оккупация Белёва немцами в 1941 году была недолгой: с 30 сентября по 31 декабря. После контрнаступления город был освобожден, но до 1943 года линия фронта проходила совсем неподалеку. Штурм был жестоким, – рассказал тогда Сергей, – здесь немецкие пулеметы подчистую выкосили весь белевский полк, сформированный в основном из местных мужчин. Их похоронили в огромной братской могиле, под одним обелиском… Потом сходим, – добавил  он.

Мне захотелось во чтобы-то не стало сфотографироваться на фоне окна со старинной кованной решеткой. За широким оконным проемом открывался чудесный вид: золотые купола вдалеке, гривы деревьев и бескрайняя синь майского неба… Но чтобы попасть к окну нужно было пройти метра три по узкому швеллеру, под которым зияли метров двадцать пугающей пустоты…

К окну я прошел легко, но когда захотел вернуться, посмотрел вниз и понял, что не смогу сделать ни шагу. Откуда-то пришло ясное понимание, что я не пройду этот коротенький отрезок, даже представился короткий, наполненный ужаса полет и черный обелиск с финальной датой  – 10 мая 2005 года.

Сергей узнав в чем дело, решился на смелый шаг: он прошел на середину швеллера, взял меня за руку, и короткими шажками мы вместе прошли этот маленький, но страшный путь. Самое обидное, что кадры, доставшиеся такой ценой, оказались никудышными!

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК В ХВАЛЫНСКЕ. ЭПИЛОГ

Говорят, что события в нашей жизни взаимосвязаны, и ничего не происходит просто так. Я убедился в этом, когда, вернувшись в Балаково, рассказал о впечатлениях, полученных от купания в удивительном источнике предпринимателю Александру Рябушкину, (он к тому времени переехал жить из Балаково в Хвалынск).
Так у нас же в Хвалынске есть свой Святой (Живоносный) источник! – воскликнул Александр. – Нужно только обустроить его. У тебя есть фотографии Макарьевской купели?!
И тут я вспомнил об открытке, которую мне подарили белевские священники. Идею об обустройстве купели поддержал директор Хвалынского Национального парка Виктор Александрович Савинов, и… закипела работа!
Купальня срубленная тем же летом, получилась не такой шикарной, как в Белеве, но зато вскоре со срубом выросла белокаменная часовня, в которой теперь хранится чудесно обретенная икона Сергия Радонежского. (В феврале 2004 года произошло чудесное обретение иконы-образа преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, которая ранее  находилась в иконостасе монастыря. Сокрытая икона была найдена местными жителями в лесу недалеко от часовни. Образ, более полувека пробывший на открытом воздухе, сохранился на удивление хорошо. После завершения строительства и освящения часовни «Живоносного источника» икона вернулась к верующим.)

За минувшие годы территория паломнического центра «Святой источник» преобразилась до неузнаваемости. Сейчас к этому месту проложена хорошая асфальтовая дорога. Вблизи Святого («Живоносного») источника вырос гостиничный комплекс из уютных деревянных домиков.

Когда-то в этих местах был устроен скит Свято-Троицкого мужского монастыря. Настоятелем скита был иеросхимонах Дорофей, к которому из Хвалынска и всех окрестных деревень приезжали к батюшке Дорофею за наставлением и советом. Молитвами и водой из этого родника исцелял он многие болезни. Этого праведного человека давно уже нет, но воспоминания и легенды о нем живут до сих пор. Как жив и чудесный Живоносный источник, которые уже все называют новым именем — Святой…